Чтобы бренд был востребованным, необходимо найти свою аудиторию и выбрать ценовой сегмент рынка. Это поможет не обмануть ожидания покупателей. Расскажем, что такое ценовой сегмент, каковы его виды и свойства.
Что такое ценовые сегменты и зачем они нужны
Ценовой сегмент — это группа продуктов, которые обладают схожими свойствами и продаются по примерно одинаковой цене.
Ценовая категория зависит от факторов:
- 
	себестоимость; 
- 
	эксклюзивность; 
- 
	уровень обслуживания. 
Например, компания может производить солнцезащитные очки из пластика по стандартным лекалам, модели из минерального стекла по собственному дизайну или изготавливать индивидуальный аксессуар под заказ.
  
Ценовые сегменты определяют, чтобы:
- 
	рассчитать затраты на производство товара; 
- 
	выбрать и проработать оптимальные характеристики; 
- 
	рассказать, на основании чего за продукт просят ту или иную сумму; 
- 
	предварительно отработать возражения клиентов в отношении стоимости; 
- 
	заложить оптимальный бюджет на маркетинг; 
- 
	выбрать способы реализации товара; 
- 
	спрогнозировать прибыль. 
Плюсы и минусы
Сегментация позволяет:
- 
	увеличить привлекательность бренда для целевых групп; 
- 
	способствовать росту охвата и доли рынка; 
- 
	выявить понятные направления развития; 
- 
	повысить доходы. 
Недостатки:
- 
	можно потерять аудиторию — если покупатели узнают, что кто-то платит меньше за аналогичный продукт; 
- 
	нужно продумывать детали — сегментация должна полностью соответствовать стратегическим задачам. 
Виды ценовых сегментов
| Экономичный. Это товары массового потребления без брендирования и рекламы. Они функциональны, характеризуются широкой дистрибуцией. Ключевой критерий — низкая стоимость, на другие свойства покупатели почти не обращают внимания. | 
Среди товаров:
- 
	продукция ежедневного спроса, например, еда марки «Красная цена»; 
- 
	товары маркетплейсов (AliExpress) и дискаунтеров (FixPrice); 
- 
	одежда — «Твое», Gloria Jeans; 
- 
	лоукостеры — «Победа», Red Wings. 
  
| Средний низкий. Стоимость продукции несколько выше, чем в эконом-сегменте, но товары все равно доступны большинству потребителей. Например: | 
- 
	косметика — «Чистая линия», Avon; 
- 
	одежда — H&M, Zara; 
- 
	техника и электроника — Xiaomi, Meizu. 
В этой категории наиболее проблемные клиенты: у них завышенные ожидания от продукта с ценой чуть больше минимальной. Наличие бренда корректирует статус клиента, именно поэтому на данную категорию ориентируется рынок реплик и подделок. Обычно покупатели обращают внимание на внешнюю оболочку, не вдаваясь в детали. Например, им важно количество функций смартфона, но не качество их проработки.
Как правило, компании активно тратятся на брендирование и продвижение, выпускают продукты разного ассортимента.
| Средний высокий. Качество и цена товаров выше, бренд также играет важную роль. Примеры продуктов: | 
- 
	одежда — Nike, Guess. 
- 
	электроника — Samsung, LG; 
- 
	автомобили — Volkswagen, Hyundai. 
Покупатели сравнивают цены не с дешевыми, а с премиальными вариантами. Их поведение сводится к тому, чтобы не переплачивать за бренд. При этом качество уже имеет значение.
| Премиальный. Продукты высокого качества и такой же стоимости. Цена складывается из дорогого сырья, передовых технологий производства, наценки за бренд и затрат на продвижение. Некоторые товары: | 
- 
	продукты питания — «Азбука вкуса», Lindt. 
- 
	косметика — Estee Lauder, Clarins, Guerlain; 
- 
	автомобили — Audi, Mercedes. 
Покупатели обращают внимания не на цену, а на соответствие товара заявленным преимуществам. Бренд таким людям необходим в качестве гарантии: они ищут не статуса, но страховки от потребительских рисков.
| Люкс. Недоступные для большинства потребителей товары — из-за максимально высокой стоимости, ограниченного тиража или специально созданных сложностей покупки. Примеры: | 
- 
	одежда — D&G, Chanel, Hermes; 
- 
	авиакомпании — Cathay, Emirates; 
- 
	автомобили — Bentley, Lamborgini. 
Покупатели ориентируются не только на качество, но и высокий статус из-за желания обладать чем-то уникальным. Среди потребителей — топ-менеджеры крупных корпораций, знаменитости.
  
| Кросс-сегментные продукты. Товары, которые интересны потребителям всех сегментов. Такие бренды либо предлагают уникальные товары, либо умеют обратить на себя всеобщее внимание с помощью грамотной стратегии продвижения. Среди них: | 
- 
	техника — iPhone, Xbox; 
- 
	игры — Blizzard, CD Project; 
- 
	программное обеспечение — Windows, Linux, CRM-системы. 
Так, релиза игры Cyberpunk 2077 от компании CD Project ждали все геймеры: от российских школьников до актера Генри Кавилла.
Что будет, если не проводить ценовую сегментацию
В магазине ценовая сегментация влияет на ассортимент — определяет выбор товаров и поставщиков. Продукция разной стоимости удовлетворяет несколько типов клиентов.
Отсутствие сегментации влечет риски:
- 
	Избыток дешевых товаров. Продажи будут расти, но общая прибыль — снижаться. Повысится процент нецелевых клиентов. 
- 
	Переизбыток дорогой продукции. Продажи и выручка снизятся, покупатели уйдут к конкурентам. 
- 
	Слишком высокая максимальная стоимость продукта. Вероятно разочарование покупателя в продукте, падение имиджа бренда и повышение расходов на маркетинг. 
- 
	Слишком низкая минимальная стоимость продукта. Покупатели утратят доверие к бренду, его имидж и доходы снизятся. 
Примеры использования
Ценовую сегментацию применяют не только мультибрендовые магазины, но и компании-производители. Они выпускают продукцию для клиентов с разным достатком, разрабатывают функционал ПО для нескольких тарифов или предоставляют разноуровневые услуги. Например, решение Контакт-центр от MANGO-OFFICE подойдет и малому, и крупному бизнесу. Разработчики предусмотрели три тарифных плана и дополнительные опции по отдельным ценам. Программа поможет организовать работу вашего контакт-центра и обеспечить качественную связь с клиентами.
Рассмотрим другие примеры. Стоимость посещения VR-комнаты высокая, но владельцы предусматривают специальные тарифы для студентов и групп клиентов. В кинотератрах дают скидки по студенческим билетам/пенсионным удостоверениям, снижают цены на дневные сеансы и организуют несколько видов залов с разным качествам показа — обычные 3D, VIP или Dolby Atmos.
Самое главное
- 
	Ценовая сегментация товаров нужна, чтобы компания определила свою аудиторию или разработала предложения для покупателей с разным достатком. 
- 
	Эконом, средний низкий, средний высокий, премиум, люкс — ценовые категории, которые значительно отличаются по качеству и стоимости. 
- 
	Все категории покупателей приобретают кросс-сегментные продукты. Обычно это ПО, технологические решения, услуги индустрии развлечений, некоторые продовольственные товары. 
- 
	Если не проводить ценовую сегментацию, доверие клиентов упадет, а с ним — имидж бренда и прибыль. 
 
< читать Журнал
